Неделя отпуска в начале июня 2022-го, впервые побывал восточнее Новосибирска. Гостили у тещи, поэтому о гостиницах тамошних рассказать не получится.
Фото сделано в одной из самых, наверное, пафосных кофеен города, о которой, впрочем, расскажу чуть ниже (а картинку поставил сюда, чтобы ее в превьюшку подставляло).
Первое, но довольно яркое CRM-впечатление от поездки случилось в аэропорту “Домодедово”, где как клиент пока не переименованного Тинькофф Банка воспользовался зоной ожидания “Grey Wall”. В целом так: хорошо, но 2200 Р с человека (или 8800 за семью из четверых) стоит вряд ли.
Мне-то главное в этом ожидании было иметь возможность вытянуть ноги, чего даже на креслах шезлонгового типа сделать сложно, поскольку они для меня слишком короткие. А просто притащить и поставить для ног второй стул в обычной зоне ожидания, как правило, нельзя.
Ну и плюс тут, конечно, гораздо приличней, чем обычно, туалет. Правда, меня удивило огромное, во всю стену, метра на 4, зеркало — в туалете для инвалидов. Зачем оно там, не придумал. Скорее всего, инвалидным туалет сделали не сразу.
Еда не понравилась, все блюда были чересчур жирными даже на вид, опробованное — и на вкус. Конечно, я в силу особого внимания к еде придираюсь, но лишь отчасти. В конце концов, среди гостей не только привереды могут быть, но и те, кому просто не показано есть все приготовленное, условно, под майонезом и сыром.
Вторым заходом удивило отсутствие ножей. Допустим, “чистая зона”, все понятно, но пластиковые-то почему нельзя? Ок, ножей нет никаких, допустим, можно тогда это учесть при планировании блюд и не делать такие, которые нельзя порвать даже двумя вилками?
Ну и главный минус — абсолютное отсутствие бутилированной питьевой воды. Только из кулера можно налить в стакан или свою бутылку. При этом пива в холодильнике — на выбор.
Впрочем, с учетом того, что деньги, потраченные на “лаунж”, Тинькофф Банк возместил как особо любимому клиенту (шутка), впечатление осталось хорошее, отпуск начался с приятной ноты.
В самом Абакане интересного в смысле CRM нашлось много — хоть в основном и по мелочи. Но что может быть приятнее подмечать их?
Скажем, в магазине у дома сигареты продают в таких же, как в Москве, специальных шкафах, но при этом их не закрывают. Заходил туда несколько раз, ситуация не менялась.
В кафешке неподалеку не только соорудили нарядную парковку для великов —
— но и сопроводили ее мимимишной табличкой (“замочек”!):
Общепит завлекает посетителей как может:
Или вот:
А порадовать при этом могут весьма неожиданно, скажем, тем, что на московском диалекте давно зовется “донатом”, поименуют все же как “пончик”.
Или предложить заезжему туристу (снято в магазине той же сети “Малинники”) вот такой микро- (не мини- даже) хлеб: то ли неожиданный сувенир, то ли идеальный вариант для тех, кто на ЗОЖе, но тоже хочет приобщиться сдобки.
В хозяйственном магазине покупаю пачку салфеток. Подходит сотрудница:
— Возьмите палатку по акции!
Ничего себе, думаю, уровень перекрестных продаж…
В другом месте случился интересный симбиоз из наследия недавного пандемийного прошлого (крафтовый барьер из полиэтилена) и объявление об отсутствии чеков, как уже становится принято в 2020-е.
Самый же большой (хоть и не самый приятный) сюрприз был в сохранении таких, казалось, ушедших в небытие понятий, как “выходные дни” и “обеденные перерывы” в магазинах и киосках.
Как все счастливые, не наблюдающие часов, я именно в воскресенье пытался купить запчасть для замка, чтобы порадовать тещу, но не тут-то было, отдыхают люди. После двух посещенных и закрытых точек оставил бессмысленное занятие. Что-то подсказывало, что вряд ли кто-то из продавцов нужного мне товара окажется хитрее конкурентов.
С обедами еще интереснее. Они, конечно, есть не везде. Но, разумеется, с ними сталкиваешься именно там и тогда, когда тебе нужнее всего именно эта точка.
Что интересно — к этому месту я подошел в 15:05. В 15:10 все еще никого не было. Так более спокойное, чем ты привык, место, постепенно приучает тебя к размеренной неторопливости, переходящей в медитацию.
Тут ограничений вообще никаких. Когда начался, закончится ли — Бог весть. Ступай, милый, еще куда-нибудь, не будет тебе мороженого…
Немного госCRM, напомнило лондонские надписи look left и mind the gap —
И через дорогу:
Да, так о кофейне. Той самой, одной из, как показалось, наиболее пафосных в городе. Видно, что ремонт продуман, деньги вложены хорошие. На центральной стойке не только обычные розетки и usb-порты, но и беспроводная зарядка есть.
Внутри никого. Единственная сотрудница сидит у телефона. Изучаем меню. Нахожу “латте с сыром” (забегая вперед — ничего вкуснее в смысле горячего кофе с молоком никогда не пробовал). Делаем заказ, оплачиваем. Цены скорее московские. Садимся за столик у окна.
Пропорции несколько искажены широкоугольным объективом, но видно, что все рядом, в паре шагов. Когда сотрудница заканчивает один из заказанных напитков, она ставит его на бежевую стойку, что на картинке посредине. Хотя казалось бы: единственные клиенты совсем близко и уже явно примостились (на улице дождь, в помещении хорошо согреться и не двигаться). Но нет. Если по инструкции ты обязана ставить напитки на стойку, а не разносить их, так тому и быть. А жаль. Кофе в самом деле был изумительным.
Здесь получилось неожиданно, причем я даже не сразу это понял, только спустя, пересматривая отснятое.
Обратите внимание на текст рекламы вдоль плитки, от входа до тротуара. “Акция” — и что-то там. Если очень напрячься, узнаешь, что “оправа в подарок”. С одной стороны, все просто: от времени, солнца и дождя надпись размыло, а снять забыли. С другой, это же оптика! Представьте, идете вы, в очках или без, с идеальным зрением или подслеповатый, и пытаетесь прочесть… Акция… что? ничего не понимаю! Зрение, что ли, ухудшилось? Надо зайти в оптику за новыми очками!
На сувенирном пятачке близ Саяно-Шушенской ГЭС обнаружил интересный киоск с “ростовым цензом”: обратите внимание, из-за не то чтобы очень высоко поднятого козырька туристам с ростом выше среднего приходится сгибаться (джентльмен слева это наглядно демонстрирует).
А на одном из лотков был обнаружен задорный сувенир. По словам продавца, сперва был только вариант с конкурентами, а после — по просьбам покупателей — добавили уже и родственников, и друзей.
Кстати, тут, как и практически везде, можно расплатиться картой, отрадно, что не только в столицах бесконтактная оплата стала уже обыденностью.
Хакасский национальный краеведческий музей также порадовал несколькими мелочами (из минусов отмечу, пожалуй, только странноватую манеру местных сотрудниц проверять у посетителей билеты на каждом этаже — если ваша семейная группа разбрелась, это может доставить некоторые неудобства).
Скажем, вот такими напольными сидушками, идеально подходящими для детских групп:
Или песочница, позволяющая почувствовать себя археологом.
Или небольшая часть, предназначенная для незрячих посетителей, но и опять-таки детей — ведь ее можно трогать:
Впрочем, как мы с вами понимаем, порадовать условных шестиклассников не так уж и сложно —
Особенно же запомнился способ собирать пожертвования на музей, весьма оригинальный.
Сравните совершенно стандартный вариант, встретившийся в Минусинском краеведческом музее:
Зато тут встретились весьма неожиданные плюшевые бахилы, сразу подумалось, как это все выглядит и используется в дождь или снег.
На железнодорожном вокзале Абакана есть специальное пространство для пассажиров в инвалидных колясках, оборудованное в том числе особым телефоном.
Кстати, стоило нам с женой только подойти сюда, к нам тут же обратилась тетушка с информационной стойки поблизости и предложила свою помощь.
В парке “Сады мечты” можно не только насладиться густозаселенным (читай — тенистым, что летом особенно приятно) пространством с беседками, качелями, прудиками и шезлонгами,
но и многочисленными примерами бюрократического творчества администрации (понимаю, что все эти призывы, скорее всего, имеют некую предысторию, но впечатление в итоге остается смешанное — примерно как от звучащей из громкоговорителей музыки, слишком нарочито задающей настроение).
Напомнило эпизод из Туве Янссон:
Всю свою жизнь Снусмумрик мечтал сорвать таблички, запрещавшие все, что ему нравилось, и теперь дрожал от нетерпения. Наконец-то! Он начал с таблички “КУРИТЬ ВОСПРЕЩАЕТСЯ!”. Затем схватил табличку “ЗАПРЕЩАЕТСЯ СИДЕТЬ НА ТРАВЕ!”. Потом полетела в сторону табличка “ЗАПРЕЩАЕТСЯ СМЕЯТЬСЯ И СВИСТЕТЬ!”. А вслед за ней отправилась табличка “ЗАПРЕЩАЕТСЯ ПРЫГАТЬ!”.
И особенно, конечно, вот этот плакат, с миссией:
Оформление конторы, сдающей машины в аренду, тоже “порадовало”:
И еще пара примеров наиболее запомнившихся местных названий торговых точек.
Закольцевать сервисные впечатления решил в зоне комфортного ожидания аэропорта Абакана, благо время позволяло. Что сказать, тех же, что в Мск, 2200 Р за посещение это вряд ли стоило.
С одной стороны, никого (позже подтянулись еще два джентльмена, начали звонить):
С другой, сдвинуть такое громоздкое кресло довольно трудно, поэтому и расположиться с комфортом, желательным для меня, не получилось.
Зато тут были нормальные приборы, благо лаунж располагался еще до “чистой” зоны —
Еды было ощутимо меньше — очевидно, с поправкой на количество посетителей, при этом в описании было указано, что выдача в одни руки ограниченна (контролирующих сотрудников, впрочем, за более чем час замечено не было).
Зато-2: вода в бутылках была любой и по типу, и по температуре (как и пиво):
На обратном пути мне случилось также вкусить прелестей перелета бизнес-классом Аэрофлота за каких-то дополнительных 15 тысяч миль их бонусной программы. С учетом того, как за эти же мили можно купить билеты, пожалуй, именно повышение класса обслуживания лучший вариант. Сравните: билет в “эконом” Абакан—Москва стоил от 15 тысяч рублей, в “бизнес” — от 75. От! Верхняя планка была на уровне 120.
В процессе повышения, правда, случился неприятный инцидент, когда после общения с КЦ у меня в голове осталась информация, что повышать можно не ранее чем за сутки до вылета, а оказалось, что не позже чем за сутки. Специально не пишу, что сотрудник меня обманул, поскольку допускаю, что мог перепутать. Надеюсь, служба контроля качества по моему обращению переслушает запись и честно ответит, была ли ошибка.
Как бы то ни было, сотрудник КЦ по моему обращению менее чем за сутки до вылета помочь отказывался, ссылаясь на некие ограничения, повышение же через приложение И сайт не работало, оставалось только надеяться на стойку регистрации аэропорта. Я был уверен, что там включат дурака и прокатят меня в переносном смысле. Но нет! Все получилось и мне выдали посадочный:
Что до самого перелета в статусе илиты, ощущения также оказались смешанные в смысле сервиса и удобства. Конечно, удобно садиться в самолет последними и выходить первыми. Или вот приезжающий первым на ленте выдачи багажа твой чемодан. Или еда, которой в самом деле достаточно, чтобы наесться. Или персональный планшет с наушниками, который выдают каждому бизнес-пассажиру, кстати, с весьма неплохой подборкой фильмов, в том числе недавних премьер, там даже последний Бонд был.
Но вот, скажем, такая деталь: перед началом полета стюардесса подходила ко всем (трем — на 8 мест) пассажирам и спрашивала у них имена. С одной стороны, приятно и правильно. С другой: есть регистрация, нас всего трое, единственное, чего может не быть в системе, это отчества, но оно и не всем нужно. Да и оно, уверен, в CRM Аэрофлота есть. Почему тогда не подходить к пассажиру, сидящему на своем месте, обращаясь сразу по имени, которое компания знает?
Наиболее неудобным же для меня лично было наличие огромного, шириной сантиметров 20, подлокотника, между моим и соседним сидением, из-за чего я не мог комфортно разместить на нем свои конечности. Приходилось обкладываться подушками. В “экономе” при наличии трех свободных сидений в ряд разместиться было бы удобнее. (О да, эти мне проблемы бизнес-класса!).
…пока ждал выдачу багажа, купил кофе в “Шереметьево”. Обратил внимание на “чайницу” (устройство для бесконтактной оплаты чаевых).
Такой вот получился