Я волком бы
выгрыз
бюрократизм.
К мандатам
почтения нету.
К любым
чертям с матерями
катись
любая бумажка.
Но эту…Вл. Вл. Маяковский. Стихи о советском паспорте
Первые истории о замене паспорта по возрасту (45 лет) стали прилетать уже в прошлом году от знакомых, кто родился на год старше. С января 2022 добавились уже те, кто, как и я, родился в 1977.
Тем, кто родился после меня, в октябре и далее, я расскажу нечто полезное (интрига).
А свои досужие соображения о том, как все можно было бы сделать, буду давать вот такими вставками.
В целом я, как и многие прошедшие до меня этот путь, остался доволен. Хотя назвать свой клиентский путь идеальным не могу.
Первое уведомление пришло по почте от Мосуслуг заранее (за 5 дней до ДР), в нем был перечислен необходимый перечень документов.
К слову, в интернетах содержатся разные варианты списка требуемых документов, приведенный в письме список самый верный.
На следующий день после дня рождения уже подключились Госуслуги, сопроводив свое послание кнопкой для старта процесса.
Каюсь, не сразу же побежал проверять следующий части квеста, отложив до ближайших выходных, — впрочем, уже знал и про срок в 90 дней для получения, и норматив в 10 дней при обращении по месту регистрации (собирался сделать именно так).
Если вкратце описать дальнейшие шаги, получится так:
4.9, Вс: оформил онлайн и отправил заявление.
5.9, Пн: получил уведомление и оплатил пошлину.
6.9, Вт: получил приглашение для сдачи документов.
7.9, Ср: сдал.
9.9, Пт: получил уведомление о готовности.
12.9, Пн: получил новый паспорт (ну просто не успел в Пт до закрытия наведаться в МФЦ).
Судя по скорости реакции системы и людей, в нее включенных, думаю, успел бы все сделать и в пределах одной рабочей недели — тем более что в моем МФЦ по адресу Москва, Люблинская, 100 еще и каждая вторая Сб рабочая.
Теперь о важных деталях: каждый из оставшихся недовольным процессом получения нового паспорта жаловался на то, что пришлось заполнять от руки некую форму со всеми данными, ранее внесенными в систему онлайн. Кому-то пришлось переписывать по 2-3 раза, поскольку сотрудник не принимал небрежно заполненную печатную форму.
Кстати, вспоминаю, что в 2019-м, когда получали паспорт со старшим сыном, сотрудник, увидев мои каракули, сказал буквально следующее: “Знаете, я, конечно, могу отдать и так. Но сотрудники МВД почти наверняка вернут, вам придется возвращаться и переписывать”. Я подумал и переписал сразу как следует. Возвращаться не хотелось.
В этот же раз я решил выяснить, в самом ли деле нужна вся эта писанина. Оказалось, что нет!
Во-первых, на сайта МВД, конкретно тут, есть эта самая Форма №1П. Во-вторых, что не менее важно и интересно, в другом месте сайта, а именно здесь, указано, что “заявление о выдаче (замене) паспорта по форме № 1П, заполненное от руки или машинописным способом гражданином, лично обратившимся за получением паспорта”. Не скрою, термин машинописный меня несколько смущал, но я решил рискнуть.
После заполнения, с которым благодаря приведенному на том же сайте МВД особенных сложностей не возникло, осталось 2 уточнения: какого размера форма и как ее печатать, односторонней или двусторонней. Опуская детали поисков, скажу, что это половина обычного листа (или А5), а будет она односторонней или нет, все равно. Главное, чтобы приняли. Относительно размера, кстати, проще всего ориентироваться на пространство под фото, при правильной печати это именно 35 на 45 мм.
Кстати, такие же зануды, как я наиболее внимательные могут напрячься и найти целую одну опечатку на МВД-шной форме:
У меня с собой было оба варианта отпечатанной формы, односторонний (сверху первая часть, снизу вторая) и двусторонний.
Ну и интересно было оценить новый МФЦ, открытый совсем недавно.
…получив заветный талончик у специальной сотрудницы, которая обслуживает электронную очередь — интересно, когда это явление будет изжито и будет ли — у окна, до которого добирался меньше минуты, я обнаружил, что моя очередь уже прошла на 2 человек.
Мало того, окно занято кем-то из предыдущих (?) посетителей.
А в самом окошке с той стороны никого нет. Я утащил от соседнего, незанятого окна стул, уселся в очередь и стал ждать. Минут через 5 пришла сотрудница и отпустила барышню. Подошла моя очередь, несмотря на то, что на табло было уже эдак +5 (так бывает, если нормативы устанавливаются не в зависимости от реальной скорости, а по указке начальства).
Сотрудница приняла у меня все требующиеся документы и взяла было в руки форму 1П, но тут я протянул ей свой вариант — двусторонний. Она зависла на мгновение. Я вступил:
— Это форма с сайта МВД. Там же написано, что ее можно заполнить и распечатать самому. Если нужно, у меня с собой и распечатка страницы, где это сказано.
Сотрудница помотала головой, мол, не надо, помедитировала на мою распечатку еще несколько мгновений и принялась проверять в ней данные, сверяясь с документами. Сравнив еще раз распечатку с формой для ручного заполнения, засомневалась:
— А вот они же явно разной толщины…
— Ну смотрите, вам же она нужна для сканирования? Сканеру все равно, какой толщины бумага. Главное, чтобы все читалось.
Заметно сомневаясь, сотрудница все же согласилась и, сложив обе формы вместе, приняла у меня документы и отпустила. В общении с нею я провел не более 5 минут.
Довольный собой и новым МФЦ (в фойе целых 3 точки продажи кофе, 1 автоматическая), пошел по своим делам.
Замечу, что я не просил справку о принятых документах и не оформлял временное удостоверение (с фото), хотя до получения нового документа и случилась одна ситуация, когда паспорт мне был нужен — обошлось копией старого.
Открытым для меня оставался вопрос “а как же меня идентифицируют при получении, неужели по фото?” — в общем, почти. У меня только спросили фамилию.
Когда же пришел за готовым паспортом, обнаружил ту самую форму 1П на картоне, заполненную от руки. Причем обычным почерком, письменными буквами.
Сотрудница объяснила, что в моем варианте была заполнена дата приема документов (она была в шаблоне!), а ей надо было проставить +1 день зачем-то. То ли еще один мудреный KPI, то ли еще что-то. Поэтому да, она заполняла мою форму за меня. В остальном, пояснила она, использование собственной распечатки вполне допустимо.
Я проверил все нужные печати, поблагодарил и удалился. С учетом того, что картонная 1П была заполнена от руки обычным таким почерком, остается загадкой, зачем она нужна на самом деле.
С учетом же того, что практически все данные, внесенные мною в заявление онлайн, у государства уже были, идеальный процесс оформления выглядел бы так (звонок или чат):
— Павел Васильевич, с Днем рождения! Скажите, у вас не менялись ФИО, не рождались с 2012 новые дети, вы не разводились и не женились?
— Нет.
— Будет ли вам удобно получить ваш новый паспорт в ближайшем к дому МФЦ по адресу такому-то?
— Да.
— Паспорт будет готов такого-то числа. Снимок сделаете на месте, тут же оплатите пошлину. Ждем вас!
Я правда не понимаю, зачем было вносить данные о детях или браке вручную. Или почему дети старше 14 лет уже не дети для паспорта. Или зачем в анкете данные моих родителей. Или — самое главное — каков сакральный смысл пресловутой Формы №1П, которую по неведомым причинам нельзя заполнить АВТОМАТИЧЕСКИ, перенеся данные из заявления на паспорт. По работе я регулярно помогаю создавать системы, которые умеют сотнями тысяч записей переносить данные из системы в систему, попутно обогащая их другими данными. Сделать нужную тут передачу данных из одного набора полей в другой несложно. Надеюсь, это все-таки вопрос времени.
Хороший лозунг на календаре увидел, кстати. Вот уж в самом деле хороший человек в правильном месте способен сгладить любые шероховатости системы.
P. S. А сколько же ты времени потратил на выяснение всех этих деталей до визита в МФЦ? Врать не буду, на круг пару часов точно. Я даже пытался найти указы, которыми регулируется порядок оформления паспортов, но утонул в дебрях юридических справочных систем. Зато теперь каждый желающий может сэкономить время на оформлении собственного паспорта.