Считается, что консультанты торгуют воздухом. За большие деньги
к вам приходят люди в костюмах и очках, долго изучают вашу работу, потом
производят какие-то магические манипуляции, после чего приносят вам ворох не
совсем понятно для чего нужных документов. Тома эти стоят на полке, пылятся, и
только время от времени кто-то в ожидании зарплаты, глядя с тоской, подумает,
какую же кучу денег выкинула компания на эту макулатуру. Такая точка зрения
встречается часто, и нельзя сказать, чтобы она совсем не обоснована.
И все же если бы все консультанты были только производителями дорогостоящей
бессмысленной бумаги, этот бизнес не мог бы существовать. Во всяком случае, не
числясь при этом наряду с другими "относительно честными способами отъема
денег". Попробуем разобраться, зачем все же нужны консультанты и когда они
нужны.
Вы собираетесь купить, скажем, фотоаппарат. Допустим, вы не профессиональный
фотограф, вам просто хочется иметь камеру. Как выбрать, вы не знаете, а
предложений на рынке масса. Начинаете спрашивать у знакомых: "а у тебя что? а
что посоветуешь? а может, кто из знакомых разбирается?" Как правило, такой
знакомый, в той или иной степени разбирающийся, есть у всех. Вы идете к
знакомому и просите помощи. В ответ слышите вопросы о том, что и как собираетесь
снимать, сколько готовы потратить денег. Отвечаете и получаете список из
нескольких позиций. Предлагаемые варианты сходны по функциям и цене, остается
только выбрать ту модель, что больше нравится внешне. Что ни говори о
функциональности, но принцип "вот этот симпатичнее всего" работает почти в
каждом случае.
Другой вариант. Необходимо выбрать машину. Может, первую, а может, очередную.
Тут вариантов, как правило, слишком много: если в кредит — у кого и на каких
условиях лучше брать, где потом страховать и обслуживать. А какую модель, в
какой комплектации, какого цвета? Голова кругом идет от разнообразия (хорошо
еще, что на некоторые модели случаются очереди по полгода и более — чем уже
выбор, тем легче прийти к определенному решению). Куда бежать? К друзьям, куда
же еще. Еще можно почитать различные форумы, где непонятно, то ли по собственной
воле человек делится опытом, то ли его попросили и отблагодарили за высказывание
в нужном русле. Ну и персонал автосалонов, который хоть и не станет никогда
давать совсем беспристрастных рекомендаций, но все же может быть полезен. Вы
собираете всю информацию и принимаете решение. Если вам повезло, всю информацию
или значительную ее часть вы сможете получить из одного источника. Но совсем без
помощи обойтись будет сложно.
Что общего в обоих случаях? Вам не хватало информации, опыта, каких-то навыков.
Что случилось бы, действуй вы самостоятельно? Пришлось бы неоднократно
пробовать, ошибаться, тратить лишние деньги, время, не исключено, что нервы,
потому что неудачи мало кого вдохновляют и мало кого не раздражают. Чем помогли
вам знакомые? Сэкономили деньги, время, нервы и прочие ваши ресурсы, которые вы
могли потратить, если бы приняли решение действовать в одиночку. Причем экономия
эта подчас может быть весьма существенной.
Как это происходит в бизнесе? Некая компания выросла и решила, что ей необходимо
построить контактный центр. Что это такое, как выглядит и что делает — все так
или иначе представляют. А вот как создать такое подразделение для себя?
Помещение, электричество, оборудование, программное обеспечение, мебель,
компьютеры, телефоны, сами операторы, наконец? Где все это взять? Как выбрать
именно то, что подходит компании? А ведь это не фотоаппарат и даже не
автомобиль, речь идет о десятках, если не сотнях тысяч долларов. И все эти
расходы надо как-то окупить, иначе какой смысл вкладываться во что-то? Бизнес
есть бизнес.
Вариантов, как и прежде, есть два.
Первый — сделать все самим. Освободить людей от их обычной работы, отправить их
на форумы-конгрессы, заставить объехать десяток-другой компаний-поставщиков
оборудования и софта, провести сложную аналитическую работу. И выбрать. И
построить. И даже что-то, возможно, будет работать. И когда-нибудь окупится.
Второй вариант — пригласить людей, для которых подобный запуск будет не первым.
И даже не десятым. Которые знают процесс от и до. Которые могут и принимать
звонки от скандальных клиентов, и планировать затраты на обслуживание в компании
таким образом, чтобы было ясно, какие деньги и на что будут потрачены, а главное
— зачем, то есть какая с этого компании прибыль. Да, этим людям придется
заплатить. Но посудите сами: в первом случае из-за вероятной ошибки вы можете
потратить вместо 100 крупно-условных единиц бюджета и 150, и 200, и сколько
угодно. Самое неприятное в том, что, ввязавшись в этот процесс, уже нельзя
остановиться, приходиться вкладывать и вкладывать новые средства. Во втором
случае от запланированных 100 единиц 10 вы отдаете людям, которые знают толк в
том, как именно на остальные 90 построить точно то, что вам нужно, ни больше, ни
меньше. И объяснят, почему строить надо так-то и так-то. И проведут расчет всех
затрат, выведя время, через которое затраты ваши окупятся и начнут приносить
прибыль.
Так почему, покупая фотоаппарат, вы прибегнете к помощи человека разбирающегося,
а когда речь идет о куда большей сумме, пусть и казенной (да и не всегда, вдруг
бизнес ваш собственный?), не возникает желания отдать ее малую часть, чтобы
сохранить куда больше?
(в оглавление)