index.htm | @pawlick.ru | НСНО! | pawlick@pawlick.ru |
…или "Как работают консультанты"
Бизнес-процесс — это схема любого набора действий, в ходе которых достигается определенный результат. Например, вы отправляетесь в магазин за хлебом. Ваши действия выглядят примерно следующим образом:
уточнить у остальных членов семьи, какой именно хлеб и в каких количествах необходим (если живете один, посоветуйтесь с внутренним голосом): допустим, нужен батон белого и буханка черного
взять с собой достаточное количество денег: проверить в карманах, если там нет, вспомнить, где есть и взять оттуда; если денег нет нигде и негде их взять, бизнес-процесс покупки хлеба на этом можно считать завершенным
определить, какой из магазинов вам сейчас нужнее: тот, что находится ближе всего, лишь бы там продавался какой-либо хлеб или, например, французская булочная, где всегда можно найти свежеиспеченную продукцию
выбрав магазин, вы решаете, каким образом (пешком или транспортом) и по какому маршруту (это скорее если пешком или если транспорт личный) вы доберетесь до магазина
очутившись в магазине, вы определяете, где находится хлебный отдел (если магазин маленький или это булочная, шаг пропускается)
дойдя до прилавка, вы уточняете, есть ли нужный вам батон и буханка
если нет — решаете, можно ли заменить необходимое тем, что представлено в магазине или стоит перейти обратно к шагу выбора магазина и отправиться в другой
если нужный хлеб есть, возможно, перед вами встанет выбор, какой из предлагаемых десяти сортов взять
выбрав, вы должны оплатить хлеб
оплатив, отнести его домой
В итоге вы прошли по всем шагам бизнес-процесса покупки хлеба и получили результат — хлеб в наличии (либо вы убедились, что достичь необходимого результата сегодня не получится, что тоже есть результат, хоть и отрицательный).
Любые действия вообще и в работе компании в частности могут быть классифицированы таким образом, по ним могут быть составлены общие схемы и подробные регламенты (скажем, можно подробно описать выбор транспорта в зависимости от дальности расположения магазина или что делать, если сортов окажется действительно 10 или даже больше). Зачем необходимо описание или изучение существующих в компании бизнес-процессов?
во-первых, обучение новых сотрудников подразделения (или компании в целом) может проходить с минимальным участием опытных сотрудников. Сперва новичку показывают схему, потом дают почитать процедуру, после чего уже отвечают на его вопросы, дополняя картину в его голове
во-вторых, опытным сотрудникам иногда нелишне освежить в памяти представление о том, как должно выполнять ту или иную последовательность действий, особенно если речь идет о сложной и редко повторяющейся операции
в-третьих, иногда имеет смысл проводить т.н. "аудит бизнес-процессов", при котором выясняется, нет ли в выполняемой последовательности лишних действий, повторяющихся, недостаточно продуманных (когда можно так, а можно и вот эдак, а можно и вовсе не делать этого), в общем, необходимо убедиться, что для достижения поставленного результата нужно выполнять именно эти действия, именно в этом количестве и в этой последовательности
Что характерно, для аудита разумнее привлекать человека или компанию, которая, с одной стороны, знает, как подобные действия выполняются в принципе, с другой — не привязана к существующей в вашей компании ситуации, то есть способна взглянуть "со стороны".
|