index.htm | @pawlick.ru | НСНО! | pawlick@pawlick.ru |
опубликовано в газете "Акция" 11 июня 2007
Сотовыми операторами «большой тройки» сейчас предлагается 59
тарифов для новых подключений (без учета корпоративных). Существуют специальные
предложения для студентов и пенсионеров, бизнесменов и детей, инвалидов по слуху
и любителей интернет-броузинга. Не исключено, что среди этих тарифов есть один,
который позволит вам значительно сократить расходы на сотовую связь.
ССС
Когда я работал в одной большой сотовой компании, меня часто спрашивали, какой
тарифный план лучше. Интересовались и люди сверхэкономные, тратившие на сотовую
связь не более нескольких долларов в месяц, и те, кто мог себе позволить
говорить по сотовому, не думая о стоимости минуты. Ответ был всегда одним:
лучший тариф — ССС. Служебная сотовая связь. Когда за все ваши переговоры в
любое время платит ваш работодатель. Кстати, компенсировать сотовую связь
работника компании выгоднее, чем платить обычную зарплату («белую», разумеется)
— расходы на ССС не облагаются налогами. Если же получить SIM-карту с
неограниченным лимитом не удалось, а тратить на сотовую связь хочется меньше,
придется потратить некоторое время (а, возможно, и деньги).
«Помощники» в выборе тарифа на сайтах сотовых операторов ограничиваются общими
вопросами («Сколько минут вы звоните в день?») и далеко не всегда помогают
сделать действительно правильный выбор. Лучше посчитать самому.
САМ СЕБЕ КАЛЬКУЛЯТОР
Необходимо получить детализацию всех ваших сотовых трат — разговоров, SMS,
GPRS-сессий и прочего — в вашей сотовой компании. У одного оператора такая
информация предоставляется бесплатно, в другой компании с вас возьмут деньги за
каждый день детализации. Разумно ограничиться тремя месяцами, если в течение
этого периода не было значительных перепадов и ваше поведение как пользователя
было стабильным. Лучше, если данные будут в электронном виде — так их легче
будет анализировать.
Подсчитываем следующие данные:
- количество и длительность звонков на номера каждого из операторов сотовой
связи; поскольку округление на различных тарифах может отличаться, необходимо
три варианта: с посекундным округлением с первой секунды, с посекундным
округлением свыше минуты и с поминутным округлением (пример: три звонка по 0:30,
1:00 и 1:30 могут дать 180, 210 и 240 секунд в сумме);
- несмотря на то, что все входящие бесплатны, подсчитайте количество вызовов, в
том числе поступивших с номеров каждого из операторов;
- количество SMS и MMS;
- количество GPRS- и WAP-сессий, а также количество переданного трафика. Для
большинства этих данных будет достаточно, тем не менее, если вы пользуетесь
сотовым для междугородных и международных звонков, переадресуете вызовы на
другие сотовые или на город, а также пользуетесь какими-либо платными услугами,
зафиксируйте эти данные в своем «калькуляторе тарифных планов». В итоге должна
получиться таблица, в которую можно вписывать стоимость единицы (минуты,
сообщения, килобайта), перемножив которую на ваше количество, вы получите общую
сумму затрат на связь в месяц. И не забудьте строку для абонентской платы, хотя
в некоторых тарифах ее может и не быть.
КОНКРЕТИКУ ДАВАЙ!
В качестве эксперимента для написания этой статьи было принято решение
проанализировать сотовые траты главного редактора «Акции». Светлана Максимченко,
как и многие, понятия не имела, каким тарифом пользуется, просто вносила деньги,
когда они заканчивались на ее счете, благо платежный терминал находился в холле
офиса редакции.
Сэкономить сразу не удалось — детализация стоила денег, хотя и была доставлена
по электронной почте в считанные минуты. На анализ данных ушло примерно три часа.
Было подсчитано количество входящих вызовов (у некоторых операторов факт звонка
может давать повод для возврата затраченных средств), суммированы по трем схемам
звонки на номера трех операторов, а также на остальные (город, Sky Link и прочее).
Текстовых сообщений в месяц получилось порядка 40, количество же GPRS-трафика
было столь незначительным, что учитывать его при расчетах его не имело смысла.
Платных услуг подключено не было.
Тариф, на котором Светлана обслуживается сейчас, предполагает посекундную оплату
разговоров с первой секунды, что усложнило задачу, поскольку среди тарифов, на
которые можно перейти сейчас, таких уже нет (максимум – посекундно со второй
минуты, да и то редко). Поэтому компания, в которой обслуживается номер Светланы,
не смогла предложить ей ничего лучше, более того, перейдя на любой из
подключаемых сейчас тарифов, она вынуждена была бы платить минимум на 10% больше
(в среднем — порядка 30-40%). У одного из конкурентов нашелся тариф хоть и с
поминутной тарификацией, но позволяющий при том же количестве разговоров тратить
на 2% меньше, а вот третий игрок на рынке порадовал одним из своих специальных
предложений, дающим возможность сократить затраты на мобильный на 28%, почти на
треть!
КУРОЧКА ПО ЗЕРНЫШКУ
Конечно, кому-то сэкономленная в итоге сумма может показаться незначительной, но
важно было разобраться и понять, возможно ли найти лучший вариант. Кроме того,
мало кто из обычных пользователей сотовой связи представляет, сколько тратит
средний абонент мобильной связи в месяц. В зависимости от оператора это цифра
колеблется от 5 до 7 долларов (поскольку сейчас модно стало цены переводить в
безусловные единицы, получаем от 130 до 180 рублей). Сэкономленных в итоге
проведенного подсчета средств в аккурат хватило бы на оплату разговоров одного
такого среднего абонента.
Курочка по зернышку, а что не потратил — то заработал.
|