О картах и лояльности

Medium, Дмитрий Молчан:

Почему я не использую “дисконтные карты” и “карты лояльности”

В большом сетевом продуктовом магазине, где я регулярно покупаю продукты, мне вот уже год безуспешно пытаются всучить карту магазина. Это происходит обычно на кассе во время расчёта за покупки. Каждый раз они интересуются, есть ли у меня карта. Получив отрицательный ответ, предлагают. Сначала надо было покупать карту, потом стали настойчиво впихивать в подарок. Некоторые кассиры знают меня в лицо, и потому разговор о карте ведут без энтузиазма. Одна из кассиров недавно завела было скриптованную пластинку о карте покупателя, и тут же спохватилась, обречённо: “А ну да, карту вы не хотите…”

Что такое карта лояльности?

Карта лояльности со стороны бизнеса — благодарность клиенту за внимание, доверие и признание, выражающееся в частых и/или регулярных покупках. Благодарность за то, что клиент оценил усилия бизнеса по созданию положительного опыта покупки, качество товаров и услуг. Признание ценности клиента и благодарность за то, что клиент делает выбор именно в пользу конкретного бизнеса. Выбирая конкретный бизнес, клиенты дают возможность этому бизнесу существовать и развиваться, а большая база постоянных клиентов дает уверенность в стабильности.

Карта лояльности со стороны клиента — это признание клиентом, что ему нравится конкретный бизнес (товары или услуги, опыт покупки и взаимодействия с бизнесом) и он, клиент, доверяет этому бизнесу достаточно, чтобы предпочесть другим, предлагающим возможно такие же товары или услуги. “Лояльность” — это всегда доверие, внимание и потом уже деньги.

Клиент даёт магазину, салону или офису какой-либо компании правоназывать его, клиента, постоянным или “лояльным”. Постоянный клиент — привилегия бизнесу, предлагать товары и услуги конкретному человеку снова и снова. Это право и привилегию конкретно взятый бизнес должен заслужить. Бизнес должен трудиться, чтобы сказать про свою базу лояльных клиентов, что эти люди по-настоящему нам доверяют и выбирают нас, а не других.

Самое ценное, что бизнес может получить от клиента — это на самом деле не деньги. Деньги — лишь атрибут, делающий возможным перенос энергии покупателя к бизнесу. Внимание, доверие, выбор — самое ценное, что у каждого из нас есть и что нельзя купить за деньги. Именно внимание, доверие, выбор мы отдаем бизнесу, покупая у него вновь и вновь. В идеальном мире.

Для чего на самом деле карты лояльности

В нашем мире всё перевернуто с ног на голову и поэтому “карты лояльности” не работают на самом деле как подтверждение лояльности. В существующей на практике схеме “лояльности” впереди стоят деньги. По сути, “картами лояльности” бизнес пытается купить внимание клиента, его доверие и выбор. Часто не заслуживая на самом деле этого выбора, потому что клиентский сервис, почти везде и всегда — просто дрянь.

В существующей практике, каждый бизнес имеет свою карту лояльности, а кто пока не имеет, обязательно обдумывают, как бы тоже начать такие карты выдавать. Не думают, как сделать, чтобы клиент сам, по-настоящему захотел еще раз зайти, получить удовольствие и купить. Проще сразу сунуть клиенту карту, чтобы заманить “бонусами”, “баллами”, “скидками”, “специальными предложениями”.

Бизнес как бы говорит, слушайте мы не занимаемся на самом деле развитием клиентского опыта и качества клиентского сервиса. Мы хотим просто вытянуть из вас побольше денег. Ну, а чтобы вы не возмущались, чтобы подсластить посредственность нашей работы с клиентами, вот вам в зубы карта. Мы вам туда чего-нибудь начислим, может быть, потом, в благодарность за то, что вы закрываете глаза на ложь на каждом шагу, хамство, завышенные цены, грязь в торговом зале, просроченные продукты, обманы и обвесы ну и многое ещё что.

Так на рынке создается потребительская проституция. Клиенты таскают с собой десятки карточек однотипных бизнесов. Не отдавая по-настоящему предпочтения никому в особенности, готовы купить у любого, кто предложит побольше скидок, бонусов и баллов. Акции, особые предложения и прочие уловки — это просто кокетливые подмигивания бизнеса клиенту, приподнимания юбки повыше с выставлением в сторону ноги в красивом чулке и красных лакированных туфлях. Кто-то ведётся, кто-то нет.

О какой-то настоящей лояльности на самом деле не идет и речи. Карты лояльности и скидочные и иже с ними нужны для покупки самих клиентов. Карты лояльности — это просто маркетинговый продукт, играющий на довольно низменных чувствах потребителя. Таких как например мелочность. Ведь скидки по картам как правило мизерные, бонусы копеечные. Клиенты часто не понимают, что в качестве выгоды получают просто мелкие подачки. Бизнесу с хорошей маржой эти подачки мало что стоят, но взамен они получают нечто гораздо большее и ценное — внимание клиентов.

Это внимание можно конечно получить привлекая клиентов хороим качеством товаров и услуг, клиентским опытом. Но это долго, дорого и требует усилий, да и делать тольком почти никто и не научился. Если бы клиенты осознавали настоящую ценность своего внимания и выбора, то могли бы управлять бизнесами, отдавая выбор действительно честным, заботливым бизнесам. Отдавать выбор бизнесам, старающимся получать прибыль через удовлетворенность клиента. И если бы клиенты игнорировали бонусные предложения, отдавая предпочтение своей удовлетворенности и опыту покупки, тогда может быть качество клиентского сервиса естественным образом начало бы повышаться.

Я не хочу быть потребительской проституткой, отдавая свое время, внимание и выбор тому, кто заплатит. Просто потому, что в моём понимании моя лояльность стоит дороже любых денег и попросту не продается. Я могу обменять своё внимание, доверие, выбор, рекомендации на что-то равное по ценности.

Внимание, доверие, выбор нельзя обменять на деньги, это неравноценный обмен. Можно обменять на радость, позитивные эмоции, взаимное доверие, понимание, заботу. Это будет справедливый и уравновешенный обмен. Деньги в таком обмене — лишь формальный атрибут.

Я могу покупать в каком-то бизнесе, даже если у этого бизнеса вовсе нет скидок и программ лояльности. Я буду покупать там просто потому, что мне нравится опыт покупки, нравится отношение к себе и своими покупками я готов поддерживать существование конкретного бизнеса. Я буду понимать, что мои деньги идут сотрудникам и владельцам бизнеса за их отношение ко мне и другим клиентам. И это справедливо, потому что хороший труд должен быть вознагражден. Там где не видят и не ценят меня как человека, я не буду лояльным покупателем.

Конечно, если бизнес хочет в знак признательности за доверие сделать мне скидку, я буду благодарен. Но пусть это будет скидка заметная, имеющая по-настоящему вес и размером подчеркивающая важность меня, как клиента.

Я приду второй раз и третий раз и еще, и еще — не из-за мелкой подачки. Я приду потому, мне нравится ваш товар и опыт его покупки. Я вернусь потому, что мне нравятся как обращаются со мной ваши сотрудники, нравится атмосфера вашего бизнеса. Это то, что я ценю и что составляет критерии так страстно всеми желаемой “лояльности”.

Мне кажется намного ценнее найти бизнес, где тебе рады, оказывают искренее внимание и поддержку, чем трясти картами везде где готовы дать скидку. И карты на самом деле никакие не нужны, потому что я проявляю лояльность своими регулярными покупками и рекомендациями другим людям.

Это вопрос уважения к самому себе. Что важно мне лично — некий кусок пластика и терпеть всю неправоту, что бизнес с удовольствием делает в отношении любого клиента? Мелкие трюки и обман, хитрости и уловки, давление явное и скрытое, психологическое насилие — абсолютно типичные нюансы работы любого бизнеса. Или моё собственное самоуважение важнее?

Получается, привлеченные красивыми посулами карт лояльности, мы часто отдаем внимание, выбор и деньги кому-то кто на самом деле о нас не заботится. Своим временем и деньгами покупатели оплачивают существование бизнесов, которым часто просто на клиентов наплевать, а заботятся они только о своей прибыли. Я не готов отдавать свое внимание, рекомендации, деньги тем, кто на мне тупо наживается, ничего не давая взамен. И не говорите об уникальности товаров или услуг, в сегодняшнем мире ничего уникального нет, всё давно скопировано и растиражировано. Единственное, что может быть уникальным — покупательский опыт.

Достойны ли вы назвать меня своим постоянным покупателем? Отвергая вашу карту, я просто сообщаю, что вы этого недостойны. Я буду покупать там и тут, не отдавая предпочтения никому в особенности, но и не дам вам права пользоваться привилегиями, что дает вам возможность назвать меня постоянным покупателем. Привилегии не эфемерные, это и статистика и аналитика и повторные покупки и прочие полезные для бизнеса вещи, что дает база лояльных покупателей.

Как работают карты лояльности

Но ведь они же все предлагают выгоду! Можно набрать карт и здорово экономить на бонусах и скидках! Серьёзно?

Раз уж мы выяснили, что так называемые “карты лояльности” к лояльности на самом деле никакого отношения не имеют, то нужно понять, что они такое на самом деле. Это просто маркетинговый инструмент, созданный не для выгоды клиента, а для решения бизнесом своих внутренних задач. Именно поэтому в эту байду вкладывают сумасшедшие деньги, а на рынке тучами роятся и множатся компании, предлагающие создание и поддержку программ лояльности. В бизнесе не может быть так, чтобы затраты на клиента превышали прибыль от него. Это абсолютно разумно, ибо иначе все давно разорились бы. Поэтому на каждом выданном клиенту бонусе компании зарабатывают, и зарабатывают недурно. Так что программы лояльности — расчётливый бизнес и ничего больше. Хочу ли я поддерживать такой бизнес, созданный лишь для манипулирования моим выбором — нет.

Вот еще несколько моментов в копилку мыслей о том, почему стоит пересмотреть свое отношение к бонусным, скидочным и картам лояльности. На самом деле карты лояльности часто отталкивают клиентов.

Большая часть скидок и баллов, бонусов — унизительно ничтожны. В порядке эксперимента я в течении нескольких месяцев пользовался картой одного продуктового магазина (большой сети). Карту мне одолжил друг, сам он ей не пользовался. Мои покупки были почти ежедневными на суммы от одной до трех тысяч и больше. Через примерно полгода выяснилось, что сумма накопленных бонусов была сто с чем-то рублей. Немного больше ста рублей — в такую сумму оценили мою лояльность. Там где скидки фиксированные, за очень редким исключением они едва ли превышают 5–10%. Прекрасно осознавая размер маржи большей части розничного бизнеса, я понимаю, что это мелкая подачка. Но часто её еще и надо “заработать”, накупив на баснословные суммы. Унижение клиента в чистом виде.

Схемы начисления “бонусов” сложны, запутаны и непрозрачны. Часто даже сотрудники бизнесов не четко ориентируются в том за какой товар, как что начислено и почему тут можно потратить а тут нельзя. Я регулярно наблюдаю за мучениями клиентов у кассы, когда им предлагают какой-то множественный выбор по их программе лояльности. У человека и так голова забита своей работой, делами семьи, а тут еще нужно понимать и разбираться в хитросплетениях бонусной программы. И ради чего? Получить 10 рублей скидки на пирожное за 150 рублей?

Я не говорю о например пенсионерах, или людей с очень ограниченными финансовыми возможностями. Для многих и несколько рублей не так уж мало. Но это не имеет никакого отношения к лояльности, это способ выживания. Можно я отдам все свои бонусы матери, которая одна воспитывает детей?

Бонусы и баллы “сгорают”, и нужно их вовремя тратить.Тратить надо конечно же в самое неудобное для клиента время — на это всё и расчитано. То есть всё сделано так, чтобы в первую очередь была польза бизнесу, а не клиенту. Так покупается лояльность. Вы кстати обычно и не знаете, что с трудом накопленные баллы у вас скоро сгорят. Скандалы по этому поводу в торговых точках нередки. А ещё посмотрите на постоянные скандалы с милями в авиакомпаниях. Там масштабы, побольше поэтому все эти скандалы выносятся на всеобщее обозрение.

Условия карт могут поменяться в любой момент и часто без предупреждения. Вчера у вас была скидка 10%, а сегодня уже 5%. Сегодня ваша лояльность стоит ниже и ваше разочарование или возмущение никого особенно не волнует.

Карты лояльности используются для навязчивой рекламы.Многие воспринимают получение клиентом карты, как разрешение гадить в телефон рекламными смс-ками и спамить в электронную почту. В качестве благодарности мне предлагают отвлекаться и тратить свое внимание на всякий рекламный мусор — в виде благодарности за лояльность? Сколько внимания и времени вы тратите на расчистку спама от магазинов, где вы имели неосторожность оставить контактные данные? Что из этого спама вы на самом деле читаете, и что вам на самом деле принесло какую-то заслуживающую внимания и пользы информацию? Всем этим вы платите за выдуманную бизнесом лояльность. Сколько вы таскаете с собой карт в отдельном кошельке, что занимает половину сумки и весит под килограмм?

Бизнес использует программы лояльности не для удобства клиента, не для благодарности за вклад клиента в существование и развития бизнеса. Программы лояльности — инструмент решения внутренних задач бизнеса. Главная из которых — заставить людей покупать больше, чаще, но прилагая минимум усилий к заботе о самом человеке.

Я выбросил все карты, кроме нескольких, что по-настоящему для меня работают. Но это — другая история.

Оригинал публикации по ссылке.

13040cookie-checkО картах и лояльности

Запись опубликована в рубрике Длинно, Личный опыт, Нелайк, Публикация, Магазины, Услуги. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Просмотрено: 0


Добавить комментарий